Инклюзивное образование

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

  В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая  в общеобразовательные школы и детские сады. Это желание родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. По данным Росстата  на 1 января 2016 года зарегистрировано 617 тыс. детей с инвалидностью, по сравнению с 2014 годом их стало на 12 тыс. больше.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы общеобразовательные. Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей. В то же время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут учиться в общеобразовательной школе, но для этого нужно создать необходимые условия,

 гарантирующие возможность:

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы  всеми обучающимися;

использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции

ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования

детей;

включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

 

Согласитесь, требования серьёзные. Перед школами стоит очень сложная задача – организация инклюзивного образования для детей с ОВЗ. Опыта   в этом вопросе у нас практически нет. На данный момент больше вопросов, чем ответов. Чем располагает наша школа.

На данный момент  у нас 33 ребёнка имеют статус с ОВЗ, из них детей – инвалидов 11. Наблюдается явный рост.

 Администрация школы проанализировала ситуацию с организацией инклюзивного образования в школе, каковы у нас условия , материально-технические, организационно-педагогические, кадровые.  Что у нас есть? Что нужно создать в ближайшее время и на перспективу? Каковы проблемы? Какие риски нас ожидают.  Результаты анализа.

Из материально-технических условий создано следующее

- Разработан паспорт доступности учреждения,

- соблюдаются требования к световому и тепловому режиму,

- реализована частично программа «Доступная среда»(оборудован пандус, приобретён подъёмник для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Расширены  и оборудованы кнопкой вызова  входные двери , при входе есть мнемосхема для слепых и слабовидящих детей со шрифтом Брайля, обозначены ступени жёлтой краской для слабовидящих детей, установлены специальные указатели направления движения, положена тактильная плитка при входе.

- оборудован туалет для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 1 этаже

Необходимо

Расширить входные двери в библиотеке, медкабинете

- оборудовать специальные кабинеты для занятий на 1 этаже

Необходимо на перспективу : приспособить кабинеты для обучения инвалидов-колясочников. Пока таких детей  нет, но со временем родители воспользуются своим правом , и дети с данными отклонениями придут в школу.

Организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов,

приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП),

а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся

или разработка необходимых учебных и дидактических материалов. В этом направлении: Разработана нормативно-правовая база: В школе есть опыт адаптации учебного материала в соответствии со способностями ученика у каждого педагога, работающего с детьми с ОВЗ .

Есть опыт создания адаптированных рабочих программ по предметам,

  создания индивидуального учебного плана, предоставления возможности учащимся находиться в коллективе, осваивать доступный учебный  материал на уроках, посещать некоторые уроки, проводить индивидуальные занятия с учителем.

Посещать внеклассные занятия и занятия внеурочной деятельности.(Последние 3 года мы пошли навстречу родителям и специальным приказом разрешали детям по желанию родителей посещать занятия в классе наряду с индивидуальными занятиями. Чтобы не перегружать детей, составляли так называемое плавающее расписание, когда ребёнок часть занятий посещает в классе со сверстниками, часть работает индивидуально с учителем. Это  даёт возможность детям находиться среди сверстников, общаться, социализироваться. 

 В такой схеме есть свои плюсы и минусы. В этом году мы  будем  заниматься с детьми по  наработанной схеме, а дальше  надо искать новые варианты, совершенствоваться.

Проблема   реализации этого условия:  необходимо повышение квалификации педагогов. учить. Это проблема. Риски   реализации данного условия: если в классе занимается хотя бы 1 ученик с ОВЗ, этот класс считается инклюзивным. Если ученик с нарушенным  интеллектом, в классе  наполняемость от 12 человек. Классы с малой наполняемостью повлекут за собой увеличение классов-комплектов, а значит увеличение расхода фонда оплаты труда. Мы готовимся к решению данной проблемы, прорабатываем, просчитываем различные варианты организации образовательного процесса в классах, где будут заниматься дети с нарушением интеллекта.

Программно -_методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность

постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного

процесса к любой информации, связанной с реализацией ИОП. В рамках её образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками,  соответствующей учебно-методической литературой и

материалами по всем учебным предметам основной образовательной

программы. Такие условия в школе созданы частично.

Из необходимого оборудования приобретены увеличители и калькуляторы для слабовидящих, учебники для детей с нарушениями интеллекта, решаем вопрос с закупкой  дидактического материала по предметам в соответствии с потребностями детей с ОВЗ.

Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на

протяжении всего периода его обучения. Для выполнения этого условия:

организована деятельность психолого-педагогического  консилиума для

выявления, обследования детей, разработку Индивидуальной образовательной программы, а также индивидуального учебного план. Работа ведётся в тесном контакте с Центром социально-медико-психолого-педагогического сопровождения

Проблема - нет опыта сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с потребностями ребёнка. Этот опыт будем приобретать в процессе работы.

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы  включают следующие положения:

— укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

— уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;

— непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии;

— включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и

специальных (коррекционных) школ. При поступлении в общеобразовательную школу ребенка с ОВЗ определенной категории: (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т. д.) обязательным является освоение руководящими лицами, специалистами и педагогами школы дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционного обучения данной категории детей в достаточном объеме

В связи с этим в штате образовательных учреждений должны быть

новые специалисты — координаторы по инклюзии, или координаторы

по особым образовательным потребностям.

У нас специалистов по инклюзивному образованию   нет.

Для организации инклюзивного образования в штате школы есть только педагог-психолог, социальный педагог, педагоги-предметники.

Необходимо готовить специалистов по инклюзивному образованию, вести работу по переподготовке педагогов, устанавливать связи с коррекционными учреждениями области, изучать их опыт работы. Такую деятельность мы начали в прошлом году,  намерены сотрудничать со школами областного центра, Пронской  вспомогательной школой.

Работать над вопросом  введения  в штат учителя-дефектолога, педагога-логопеда, тьютора либо заключить договоры с образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

 Необходимо также решать вопрос  особенностей оплаты труда  педагогов, работающих с детьми с ОВЗ,  сейчас педагогам установлены   доплаты  за работу с детьми с ОВЗ. Таким образом, проблем много, но другого пути, как совершенствовать работу с детьми с ОВЗ,  преодолевать риски и решать проблемы, у нас нет.  Просто учить детей мало, надо знать, как им помочь.