История школьного этнографического музея "Славянка".

Меркулова Н.А. рассказала о том, как появилась идея создания школьного краеведческого уголка: «Мы стоим на пороге чрезвычайно ответственной поры.  Необходимо именно сейчас рассказать полным голосом  о великих днях и событиях нашей героической эпохи. Современная жизнь нашего народа дойдет до потомков со всеми ее великими страданиями и великими победами прежде всего через музеи. Надо помнить, что степень совершенства искусства является одним из показателей культурной высоты народа. По работе музея и произведениям искусства судят потомки об эпохе.

Поэтому главной целью создания музея было познакомить детей с этнографическим наследием русского народа, рассказать об одежде, домашней утвари и некоторых обрядах славян.

Экспозиция нашего музея пополняется за счет поисковой работы, проводимой в нашей Рязанской области. Поэтому вторая цель - привить любовь к родному краю, рассказать, чем гордились наши предки, и чем могут гордиться наши современники. В этом нам помогает сотрудничество с районным краеведческим музеем.

Так как дети нашей школы активно участвуют в поисковой работе, творческих отчетах, своей активной деятельностью они преследуют цель самосовершенствования: работа над развитием речи, развитие эстетического вкуса и творческих способностей»

Идея создания школьного музея  в нашей школе родилась не сразу. Сначала это был уголок народного творчества в кабинете № 28, где находилась льняная рубаха, шёлковый запон, принадлежавший Горячих Аксинье  Сергеевне, проживающей в поселке Синь Пронского района,  да коллекция расшитых крестом и украшенных кружевом полотенец, хозяйкой которых была Меркулова Клавдия Дмитриевна, 1931 г. рождения (п. Павелец Скопинского района). Директор школы, Фурсаева Вера Петровна, загорелась идеей создания школьного музея, где все дети могли бы познакомиться с историей жизни и творчества своих предков, где бы могли выставлять и свои работы, созданные по сюжетам   народных   промыслов.   Так  в   1997 году родилась идея создания этнографического школьного музея.

 1997 году была проведена презентация музея. Дети узнали о скопинской керамике, национальной одежде и традициях своего народа. В представлении были представлены народные песни и танцы, инсценировка сказки и фрагменты обрядов. Ученикам школы очень понравилась мини-викторина, которая выявила знания детей о предметах быта конца XIX – начала XX вв. Дети увидели, как можно прясть и ссучивать нить  с помощью веретена, пользоваться другими устаревшими предметами быта.

После презентации ученики нашей школы и их родители активно включились в поисковую работу с целью сбора экспонатов для музея. За лето были собраны 1 костюм начала XX в., 2 веретена, шаль красного цвета, ложки с хохломской росписью, красный атласный запон, модель ткацкого станка и его подлинные детали. Самыми активными стали семьи Повивкиной Юлии, Буробина Сергея, Балабановой Олеси.

Активное участие в подборе материала принимали и учитель труда Тимашева Надежда Павловна, и учителя начальных классов Меркулова Наталья Алексеевна, Печенкина Галина Владимировна.

Администрация Рязанской ГРЭС помогла в оформлении школьного музея, состоящего из 2 витрин и 5 тумб.

В сентябре 1998 года в Новомичуринской средней школе № 1по инициативе учителя начальных классов Меркуловой Натальи Алексеевны и благодаря помощи шефов, а также усилиям директора Фурсаевой Веры Петровны был создан музей народно-прикладного творчества.

Активное   участие   в   создании   музея   принимали   учащиеся   школы, родители и учителя.

В рекреации третьего этажа оформлен этнографический зал. Экспонаты музея выставлены в витринах. Экспозиция постоянно пополняется, здесь можно увидеть подлинные костюмы конца XIX - начала XX вв., принадлежавшие крестьянке Рязанской губернии Скопинского уезда, домотканую рубаху из льняной холстины, штаны.

В следующей витрине выставлены эскизы костюмов, выполненные руками учащихся по фотографиям конца XIX - начала XX вв.:

  • понева;
  • головной женский убор;
  • штаны;
  • плакальник, лента, платок.

В третьей витрине можно увидеть старинную прялку и веретено, а также модель ткацкого станка.

С предметами быта знакомимся у четвертой витрины - это лапти, рогач, чугунки, деревянные ложки, рубель, чугунный утюг.

Также в музее можно увидеть керамическую и деревянную посуду, металлические изделия конца XIX – начала XX вв.

Рядом с работами народных мастеров выставлены работы учеников школы: доски городецкой росписи, куклы в национальной одежде, поделки из глины («Дымка»), вышивки, кружева.

Поисковая работа продолжается в двух направлениях: идет активный сбор экспонатов, фотографий и литературы, которая помогает показать, каким способом использовались и изготавливались костюмы и домашняя утварь.

В 1998 году был создан Совет музея, в который входили:

  • Меркулова Наталья Алексеевна (учитель начальных классов);
  • Лесных Татьяна Ивановна (учитель истории);
  • Тимашева Надежда Павловна (учитель трудового обучения);
  • Филина     Людмила Васильевна    (учитель     русского    языка    и литературы).

В актив музея вошли дети из разных классов, помогавшие вести поисковую работу и проводить экскурсию по музею.

Помимо традиционной работы, мы используем и творческие отчеты, где знакомим с экспозициями музея.

Ежегодно работа музея представляется на краеведческих конференциях. Мы стараемся не просто показать различные собранные нами экспонаты, а рассказываем об их применении в театрализованных представлениях.

А так как наш музей этнографического направления, для сценок мы выбираем различные обряды: сватовство, девичник, гадания, посиделки, Масленицу.

В 1998 году на августовской конференции наши дети, представляя новые экспонаты музея, рассказали о накоплениях и провели миниэкскурсию.

Для проведения экскурсий Советом музея готовятся старшеклассники-экскурсоводы, которые расскажут о том, как создавались и использовались различные предметы быта наших предков, познакомят с историей создания одежды и с традициями русского народа.

Но если вы попадете в школьный музей без экскурсовода, познакомитесь с его экспозицией и при помощи коротких исторических справок, расположенных в витринах и тумбах музея.

Посетители нашего музея могут видеть в тумбах и работы детей, которые стараются в мастерстве своем не отставать от славных умельцев прошлого, равняясь на них в умении и художественной фантазии.

Родители наших учеников участвуют в сборе экспонатов и реставрации. А выставленные предметы восхищают, и дети стремятся не только бережно относиться к тому, что собрано, но и найти что-нибудь достойное.

В результате поисковых работ, проведенных летом 2001 года, были собраны новые экспонаты. Прялка и 2 глиняных кувшина найдены в заброшенном доме в Пронском районе семьей Меркулова Артема. Патефон, ступа с пестом, утюг с углями, фонарь со свечой внутри, рубель привезены семьей Петрушкина Антона. Ходики принесены из д. Бакланове Ивановой Анастасией. Ходики, белая шаль и мужская рубаха подарены музею семьей Фроликовой Екатерины.

В октябре 2001 г. коллектив учащихся школы представил новые находки на районной краеведческой конференции «Рязанская земля. Истории. Памятники. Люди». Ученики показали обряд сватовства, где были использованы новые экспонаты музея. Выступление было ярким, веселым, а предметы были представлены в исторической среде. Это и было отмечено жюри, которое наградило коллектив нашей школы, занявшей 1 место, почетной грамотой.

В первом туре областной краеведческой конференции этнографические исследования нашего музея были оценены как положительные, была отмечена новизна изложенного материала. Мы были пропущены во второй тур.

Состав участников:

  • Поправкина Ольга, 11 «В»;
  • Седнева Надежда, 11 «Б»;
  • Михалин Александр, 11 «В»;
  • Милованов Максим, 11 «В»:
  • Шалагин Александр, 11 «В»;
  • Кулагина Елена, 7 «В».

Под    руководством  Меркуловой Н.А., Бодровой Л.В.,  Осипова Н.Я в январе 2002 года в   г. Рязани заняли 1 место   за   актуальность   и   новизну выступления.

В октябре 2002 года в областном туре краеведческой конференции дети нашей школы заняли I место за фрагмент праздника Коляда, где были представлены гадания, песни и обряды праздника Коляда. Участники представления объяснили, откуда берёт начало этот праздник, каков смысл песен-колядок.

В представлении были представлены подлинные народные костюмы, дети пекли козюльки (обрядовые печенья в форме животных: коз, петухов, свинок…), пелись песни, собранные в Рязанской области.

За следующий год экспонаты музея существенно пополнились: появились новые костюмы, старинные книги начала XIX века, деревянная и глиняная посуда, рубель со скалой, утюги…

Встал вопрос: «Почему со временем меняются предметы, которыми гладят одежду?» Отвечая на этот вопрос, учащиеся из актива музея дали ответ на этот вопрос и теперь рассказывают во время экскурсий: «Всем уже известны скалка и рубель, с помощью которых гладили русские женщины в XVIII веке. Теперь перед вами чугунные утюги. Цельные утюги (до 5 кг весом) нагревали на печи, на примусе и отглаживали им льняную ткань. Но держать такой утюг было трудно: он был тяжёлый и горячий. Перед вами другой утюг (жаровой): ручка его деревянная, открыв верхнюю крышку утюга, засыпали внутрь горячие угли, закрывая утюг, несколько раз энергично размахивали утюгом, раздувая угли. Утюг нагревался до нужной температуры, и им можно было гладить.

Современные синтетические ткани такими утюгами только испортишь: ведь такие ткани  не только гладить, но и стирать нужно при низких температурах, поэтому такие утюги давно сменились современными».

В 2003 году на краеведческой конференции учащиеся школа представили новые экспонаты музея (рубель со скалой и чугунный утюг с углями), преподнесли это как разговор девочки с дедом. Сценка проводила историческую параллель от рубеля до современных электроутюгов.

Рассказывали об истории вещей Горюшкин Сергей, ученик 10 класса и Ситникова Любовь, ученица 5 класса. За выступление им присвоено  II место.

В 2004 году в нашем музее появился первый самовар, который подарил музею Меркулов Юрий Васильевич, сын которого, Артём, учится в нашей школе. У нашего совета родилась идея рассказать об истории русского самовара. За поисковую работу взялись дети из актива музея.

Наиболее полно раскрыл эту тему Черницын Роман, ученик 10 Б класса, он не только систематизировал материал о самоварах, но и нашёл самовары разных видов.

За  поисковую работу Роман был удостоен I места и представлял наш район на областном туре краеведческой конференции.

Плодотворным оказались поиски в 2005 году. В фонд музея поступили костюм крестьянки Новгородской губернии, принадлежавший Авериной Зинаиде Романовне 1915г.р., подаренный школе Родиной Екатериной Яковлевной 1938г.р., и металлические детали от предметов крестьянского быта, представленные в музей Сукочевым Дмитрием.

Поисковая работа нашего музея направлена не только на сбор предметов для экспозиций музея, но и поиск материалов о приметах, верованиях, гаданиях. Ситникова Любовь, член актива музея собрала материал о заговорах, бытующих в Пронском районе. Сообщение на эту тему было представлено на районном туре краеведческой конференции, где Любовь получила диплом II степени.

Активность детей, принимающих участие в жизни музея «Славянка», растёт год от года.  Залогом успешной деятельности является союз учащихся, выпускников школы, учителей, педагогов дополнительного образования, родителей. С удовольствием дети собирают материалы для школьного краеведческого уголка «Славянка», в этом им помогают родные и близкие люди. Родители  наших учеников предлагают свои услуги в сборе и реставрации музейных экспонатов, помощниками также являются  выпускники нашей школы.

В музее по-прежнему проводятся экскурсии и уроки (к нам приходят и детские сады, и учащиеся других школ). Интерес к этой работе растёт, количество экскурсий и уроков в краеведческом уголке увеличивается.

Паспортизация. Статус музея.

В 2008 году краеведческому уголку  присвоен статус школьного музея. Руководителем музея стала Сукочева Алла Викторовна. В музее появились новые экспозиции: «Из истории  вещей», «Монеты и бонны: от XIIIX века до века XX».

С сентября 2009 года возглавляет музей Шаркова Н.Н. Музей пополняется новыми документами и предметами быта.

Многое узнаешь, придя в школьный музей, подивишься мастерству наших предков и их богатому внутреннему миру. Я думаю, что никогда не будет закончена работа по сбору материалов для экспозиций, и каждый год наш музей будет удивлять своими находками малышей и взрослых. Наша жизнь тоже когда-нибудь станет историей… Какой след мы оставим?..

Учетная карточка школьного музея

Свидетельство: №12113

Наименование: Школьный этнографический музей «Славянка»

Профиль музея: Этнографический

Образовательное учреждение: МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №1»

Субъект Российской Федерации Рязанская область, Пронский район

Адрес: 391160 Рязанская область, Пронский район, город Новомичуринск, проспект Смирягина, дом 18

Телефон (49141) 2-18-50

E-mail музеяmoynov1@yandex.ru

Музейный педагог: Сукочева Алла Викторовна

Дата открытия музея: 10.02.1997

Характеристика помещения

Рекреация МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №1»,  S - 93 кв. м

Разделы экспозиций

  1. Крестьянские костюмы конца XIX – начала XX вв.
  2. Из истории  вещей
  3. Предметы крестьянского быта конца XIX – начала XX вв.
  4. Предметы славянской письменности

Основная характеристика основного фонда музея

В основном фонде 149 экспонатов. Это предметы быта и одежда крестьян, подлинные фотографии, книги XIIX - XX вв., творческие работы учащихся