Реализуем инновационный проект "Формирование информационной грамотности как компонента функциональной грамотности младших школьников"

Функциональная грамотность – главный планируемый результат обучения в школе – рассматривается как совокупность интегративных и предметных компонентов, обеспечивающих способность использовать приобретённые знания, умения и способы деятельности в реальной жизни. Предметные компоненты (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная и др.) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формируемые на любом предметном, а также межпредметном и метапредметном содержании.

В современном, быстро меняющемся мире возрастают требования к информационной подготовке человека. Информационное общество открывает невиданные возможности доступа к информации и знаниям, но в то же время несёт многочисленные риски и опасности. В условиях колоссальных объёмов информации становится всё труднее ориентироваться в ней, критически ее оценивать, отбирать и перерабатывать.

Достижение уровня информационной функциональной грамотности, необходимого в современном обществе, является одним из базовых требований к результатам основного общего образования. Однако работа по формированию информационной функциональной грамотности может и должна осуществляться уже в начальной школе.

Анализ деятельности МОУ «Новомичуринская СОШ № 1» показал, что организованный в школе образовательный процесс способствует формированию информационной грамотности младших школьников, в том числе:

  • на уроках в начальной школе успешно применяется системнодеятельностный подход к обучению, что предполагает определение проблемы, постановку учебных целей и задач, определение необходимых источников информации, работу с алгоритмами;
  • в рамках внеурочной деятельности проводятся метапредметные занятия с обучающимися начальной и основной школы;
  • школа много лет сотрудничает с муниципальным бюджетным учреждением культуры «Городская библиотека»;
  •  в начале каждого учебного года в начальной школе стартует интеллектуальный марафон;
  • ежегодно проводится проектная неделя, в ходе которой готовятся проектноисследовательские работы разной тематики (история моего города, края, моя родословная, огород на подоконнике и другие).

В школе есть ресурсы для формирования информационной грамотности младших школьников:

  • в начальной школе работают квалифицированные педагоги: 4 человека (30%) с высшей квалификационной категорией, 8 (70%) – с первой квалификационной категорией;
  • коллектив имеет опыт экспериментальной работы,
  • 100% кабинетов начальной школы оснащены автоматизированным рабочим местом учителя, интерактивными или маркерными досками, документкамерами; есть выход в сеть Интернет.

МОУ «Новомичуринская СОШ № 1» – опорная школа района, региональная инновационная площадка, участник фестивалей и победитель региональных конкурсов в области инновационной работы.

С 2007 года в экспериментальном режиме коллектив работал над проблемой формирования ключевых компетентностей учащихся. В ходе инновационной деятельности педагогами разработаны конспекты уроков, сценарии внеурочных занятий по формированию универсальных учебных действий школьников, которые опубликованы в методических сборниках и в Рязанском научно-методическом журнале «Современное образование: наука и практика», выпускаемых ОГБОУ ДПО «Рязанский институт развития образования».

В ноябре 2011 года школа стала победителем регионального конкурса экспериментальных площадок в номинации «Исследовательский проект». В 2012 году школа получила статус региональной инновационной площадки по направлению «Введение ФГОС в системе общего образования», в 2017 году – по теме «Организация образовательного процесса в 10-11 классах средней школы в соответствии с требованиями ФГОС».

Выполнение требований стандарта, основной образовательной программы начального общего образования предполагает поиск новых методик и технологий. В связи с этим учителя школы выступают на педагогических советах, школьных, муниципальных и региональных семинарах, проводят мастер-классы по различным темам, связанным с формированием информационной грамотности.

Вследствие такой организации образовательного процесса учащиеся начальной школы имеют некоторые навыки работы с информацией в разных учебных предметах и образовательных областях. Однако в ходе анализа деятельности школы по формированию информационной грамотности младших школьников были определены и основные затруднения, на преодоление которых направлен данный проект:

  1. у учащихся начальной школы:
  • 30 % не умеют пользоваться компьютером, 68% не владеют информационными технологиями (аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет);
  • 34 % учащихся 14 классов не умеют самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать её, сохранять и передавать;
  • большинство учащихся не умеют организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям, использовать информацию для принятия решений;
  • 36 % недостаточно владеют смысловым чтением, не умеют работать с моделями, диаграммами;
  1. у педагогов:
  • недостаточная методическая подготовка к целенаправленному формированию информационной грамотности обучающихся;
  • недостаточная мотивированность на данную работу: 32 % педагогов начальной школы (4 учителя) не считают работу по формированию информационной грамотности младших школьников важной и нужной,
  1. в материально-техническом оснащении:
  • недостаточное оснащение библиотеки художественной и научнопознавательной литературой;
  • слабая техническая оснащённость школьной библиотеки и её внутренняя непривлекательность.

Проанализировав проблемы, связанные с формированием информационной грамотности на уровне начальной школы и учитывая имеющийся опыт инновационной работы, творческая группа педагогов нашей школы решила разработать и реализовать проект по теме «Формирование информационной грамотности как компонента функциональной грамотности младших школьников».

Вебинар "Проекты учащихся начальной школы как метод формирования информационной грамотности"

Участники вебинара знакомятся с опытом работы педагогов по формированию основ информационной грамотности младшего школьника через включение его в проектную деятельность.

Конференция "Практики формирования информационной грамотности"

Участники конференции делилятся опытом по формированию информационной грамотности младших школьников"

Обмен опытом участников методической сети по формированию информационной грамотности младших школьников

Мастер-класс "Формы работы по формированию информационной грамотности младших школьников"

Цель мастер-класса - показать формы работы по формированию информационной грамотности младших школьников.

 

Семинар для школ –участниц методической сети «Система формирования информационной грамотности как компонента функциональной грамотности младших школьников».

Видеоролик о роли внеурочных занятий и внеклассной работы в формировании информационной грамотности младших школьников

Вебинар "Интеллектуальный марафон, как форма внеклассной работы в начальной школе, формирующий информационную грамотность учащихся"

Опыт работы МОУ "Новомичуринская СОШ №1" по организации и проведению интеллектуального марафона как формы внеклассной работы в начальной школе. Его роль  в формировании информационной грамотности младших школьников. 

Вебинар "Клуб "Книжная радуга..." 15.10.2019

Вебинар 25.09.2019