Продуктивные методы обучения

Учитель – мастер, виртуоз, он как по нотам играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.

 

Продуктивное обучение – это личностно-ориентированная деятельность, направленная на получение практических результатов, ценных для самообразования в процессе становления личности.

 

Методы продуктивного обучения.

 

Когнитивные методы. 

Цель использования – познание объекта.

1)      Метол эмпатии: «вживание» человека в состояние другого объекта (развивает способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учит включать в познание не только разум, но и чувства).

2)      Метод смыслового «видения» предполагает ответы на следующие вопросы: какова причина данного объекта, каково его происхождение, как он устроен, почему он именно такой (развивает познавательные качества – интуицию, озарение).

3)   Метод образного «видения» предполагает, например, глядя на реальный объект, нарисовать или устно описать увиденные в нём образы, описать, на что похож исследуемый объект.

4)      Метод эвристических вопросов предполагает поиск сведений о каком-либо событии или исследуемом объекте в процессе ответов на семь ключевых вопросов (кто, что, зачем, где, чем, как, когда).

5)      Метод сравнения предполагает сравнение собственных версий с культурно-историческими аналогами (что значит сравнить? всегда ли всё можно сравнить? попытайтесь сравнить несравнимое).

6)      Метод эвристического наблюдения заключается в личностном восприятии разных объектов; цель метода – научить добывать знания и конструировать знания с помощью наблюдений.

7)      Метод фактов предполагает поиск фактов, отличие их от не фактов; нахождение различий между тем, что видим, и тем, что думаем.

8)      Метод исследования предполагает самостоятельное исследование объекта по плану: цель исследования, план работы, известные факты об объекте, опыт, новые полученные из опыта факты, возникшие вопросы и проблемы, гипотезы, рефлексивные суждения, выводы.

9)      Метод конструирования понятий предполагает самостоятельную формулировку определения понятия, сравнение различных определений.

10)  Метод конструирования правил предполагает проведение учащимися исследований (по заданному учителем алгоритму), в результате которых они «открывают» некоторые правила, закономерности.

11)  Метод гипотез предполагает выдвижение учащимися различных обоснованных ими гипотез при ответе на вопрос «что будет, если…»

12)  Метод прогнозирования отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу; сделанные прогнозы затем сравниваются с реальностью в ходе обсуждений.

13)  Метод ошибок предполагает выявление причин ошибок, отыскание взаимосвязи ошибки с «правильностью».

14)  Метод конструирования теорий базируется на выполнении учениками теоретического обобщения проделанной ими работы следующими способами: обнаруженные учениками факты классифицируются по заданным учителем основаниям, выявляются типы позиций наблюдателей, формулируются вопросы и проблемы.

 

Креативные методы обеспечивают ученикам возможность создания личных образовательных продуктов. При этом познание происходит «по ходу» собственно творческой деятельности.

 

1)      Метод придумывания реализуется при помощи замещения качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта, отыскания свойств объекта в иной среде, изменения элемента изучаемого объекта и описание свойств нового изменённого объекта.

2)      Метод образной картины предлагает воспринимать и понимать изучаемый объект как бы слитно, т.е. происходит его целостное, нерасчленённое видение.

3)      Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания или его части (напр., придумывается малое число, самый совершенный компьютер).

4)      Метод агглютинации предлагает соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить их (словесно, в виде рисунка и т.п.)

5)      Метод мозгового штурма предполагает сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов.

6)      Метод синергетики базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогиях (словесной, образной, личной), ассоциациях и др. по плану: обсуждение общих признаков проблемы, выдвижение и «просев» первых решений, проведение аналогий, выбор альтернативы, поиск новых аналогий, возврат к проблеме.

7)      Метод морфологического ящика предполагает нахождение новых и оригинальных идей путём составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.

Оргдеятельностные методы.

1)      Методы ученического целеполагания предполагают выбор учениками целей из предложенного учителем набора, конструирование учащимися целей по заданному алгоритму, обсуждение реалистичности и достижимости выдвинутых учениками целей, формулирование целей на основе результатов рефлексии, разработка ценностных норм и др.

2)      Методы ученического планирования предполагают планирование учащимися своей образовательной деятельности на определённый срок (урок, день, неделю); план должен включать этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели; в конце работы осуществляется рефлексия планирования.

3)      Методы создания образовательных программ учеников предполагает владение комплексом методов – смысловое «видение» предмета, установление целей, отбор изучаемых вопросов и тем, планирование, самооценка и рефлексия.

4)      Метод нормотворчества предполагает разработку учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности; включает рефлексию деятельности, установление субъектов деятельности и их функциональных прав, задание организационных и тематических рамок, формулирование правил и законов.

5)      Метод самоорганизации обучения предполагает работу с учебником, первоисточником, приборами, реальными объектами, изготовление моделей, поделок и т.п.

6)      Метод взаимообучения: учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.

7)      Метод рецензий предполагает проведение учащимися рецензирования, критический взгляд на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, видеофильм и т.п. (анализ содержания, выделение главных моментов); первые рецензии могут составляться по опорным 

8)      Метод контроля, рефлексии и самооценки: организация осознания учениками собственной деятельности имеет два вида – текущая рефлексия (осуществляется по ходу учебного процесса) и итоговая рефлексия (завершает логически или тематически замкнутый период деятельности); самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл. Образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем больше научно- и культурно-значимого отличия от известного продукта удаётся добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.